Мультимедийные инструменты и принципы их использования

Автор: Назгуль Кожабекова

Редактор проектов theopenasia.net и newreporter.org, сертифицированный медиатренер Internews.

Зрение – это самое быстрое и наиболее сильно развитое из всех пяти чувств человека.  Мы не слышим, не чувствуем по запаху или на вкус, не получаем через тактильные ощущения, а именно видим 90% информации. Даже устно рассказывая о чем-то, мы бессознательно сопровождаем свою речь жестами или же сознательно рисуем что-то на доске.

Визуализация журналистских материалов – тренд, необходимость, обязательное условие – можете называть это как вам удобно, но ясно одно – без этого сейчас не обойтись. Тем более, что сейчас большинство (если не все) платформы являются преимущественно графическими. Instagram, Pinterest, YouTube, Vine, Snapchart – все эти платформы были разработаны специально для публикации визуального контента.

Twitter и Facebook и другие популярные социальные сети тоже частично можно отнести к этой группе, так как их интерфейс не предполагает публикацию длинных текстовых зарисовок. Зато в них очень хорошо смотрятся видеоматериалы, фотографии и любая другая графика. Как бы там ни было среди всех перечисленных ресурсов, вы не найдете ни одного, где бы графический контент вообще не использовался.

Каждый год проводимые исследования гласят: визуальные материалы способствуют популяризации аккаунтов, групп и блогов. Процент популярности материалов, сопровождаемых визуальным контентом растет и растет. Понимание того, что визуализация нужна и важна, есть у каждого журналиста. Дело за тем, чтобы понимать, как и зачем, в каких целях ее использовать.

Чаще в обиходе встречается понятие «визуализация данных», которая больше имеет отношение к дата-журналистике (см. соответствующую главу этой книги), многие инструменты которой пришли из бизнеса, где использовались преимущественно для наглядности отчетов.

Но в этой главе мы будем говорить об общей визуализации журналистского материала, в целом это можно назвать онлайн-версткой. Углубление в тему уведет в мультимедийный сторителлинг, но мы не ставим такой цели.

Итак, чем нужно руководствоваться в подборе средств визуализации и принципов верстания визуального контента?

При подборе видов и методов визуализации нужно выбирать те, которые соответствуют главным вопросам журналистики: Кто? Что? Где? Когда? Как? Почему?

Кто? Что?

Рассказывая историю, построенную вокруг героя или события, можно использовать все форматы и методы визуализации. В дальнейшем отталкиваемся от того, что именно в своем рассказе мы хотим выделить и акцентировать.

К примеру. (Так как я работаю на проектах Internews, буду приводить материалы этих проектов)

В материале «Когда в центральной Азии сорвут последний подснежник», рассказывая историю весеннего цветка, редакция создала небольшую красочную инфографику, представляющую интересные факты о подснежнике.

 

Где произошло событие или история, о которой мы рассказываем?

Ответ мы можем дать в фото, видео, сравнительных картинках, интерактивной картинке, инфографике (интерактивной и статичной) и картах (интерактивных и статичных).

Когда это было?

Наглядно представить информацию в хронологическом порядке можно разными способами: от инфографики до видеороликов. Но самым, пожалуй, интересным и удобным способом является построение временной шкалы (timeline) с привязкой к ней нужных фактов. 

Как наглядный пример интеграции двух форматов, когда вроде бы история рассказывается в хронологической последовательности, но в то же время и географической, можно предложить первый материал из цикла «Независимость: четверть века», где на картографическом сервисе была воссоздана хронология распада СССР:

То же самое можно было бы рассказать просто текстом, линейно. Но, согласитесь, такой формат, когда читатель как бы листает книгу и при этом видит географическое расположение страны, о которой рассказывается в хронологическом порядке – нагляднее и удобнее.

Как это было?

Здесь можно использовать и таймлайн, чтобы показать хронологическую последовательность, и карту, чтобы показать географические особенности (рассказываем о происшествии, которое охватило широкую территорию), фото и видео, сравнение фото, чтобы показать, как это было до и после, слайдкаст – когда герой или эксперт комментируют на фоне сменяющихся фото.

Почему?

Причинно-следственную связь лучше всего показать в инфографике, таймлинии, картах.