Герой

«Так, где их искать? На улице?», – спросил меня один начинающий журналист. Этот вопрос я часто слышу на мастер–классах и в текущей работе в редакции. И на улице можно, если повезет. Но лучше все–таки действовать более осознанно и целенаправленно, не полагаясь на волю случая. 

Героев, чей опыт иллюстрирует, раскрывает и подтверждает суть поставленной проблемы, надо искать в конкретных местах. Там, где они собираются, живут, работают, проводят досуг, ищут помощи. Для этого надо понять, к какой социальной группе они принадлежат. Если вы делаете репортаж об одиноких стариках, то первое, что приходит на ум – дома престарелых. Если пишете фичер про домашнее насилие, то стоит искать жертв домашнего насилия через кризисные центры и неправительственные организации, которые помогают им. 

Надо также идти в гущу событий. К примеру, после того как в 2013 году правительство понизило размер декретных выплат по рождению ребенка, в Алматы молодые женщины устраивали флэшмобы-митинги, где авторы и телерепортажей, и глубоких журнальных статей могли найти то, что на профессиональном сленге иногда называют «профилем» (это люди, стоящие за событием). 

Правительственное решение понизить размер декретных – объект – молодые матери – где находятся – на митинге/роддом/детсад/социальные сети

Без профиля социальный материал получится невыразительным и, вероятно, тема останется нераскрытой. Ведь за любыми цифрами, законами, явлениями, стихийными бедствиями стоит человек. Журналист должен крупным планом показать его. Если речь идет о проблеме глобального потепления, то рассказ получится абстрактным и слишком обобщенным без человека – представителя тех групп населения земли, которые первыми принимают удар от этого природного феномена. Им может оказаться кто угодно – житель Гималаев или лесов Амазонки, полярник или узбекский декханин, зависящий от воды оросительных каналов. О планах Китая по повороту рек с севера страны на юг лучше всего расскажет история какой-нибудь маленькой деревни, которая оказалась на пути грандиозных планов властей; и даже очередную черную пятницу на бирже лучше всего объяснит частный случай брокера-кокаиниста. Анализ, инфографика, данные – все это хорошо, но без человека не имеет смысла. Ничто лучше людей и их историй не объясняет суть происходящего. 

Вот большой материал The Guardian, посвященный грандиозному китайскому проекту по повороту рек с Севера на Юг. В нем обязательно присутствуют герои – семья фермеров, быт и уклад жизни которых буквально смыты с лица земли водами великих рек. 345 тысяч деревень оказались затоплены в рамках проекта, но журналистам The Guardian мало назвать эти цифры и сообщить другие факты. Из миллиона пострадавших крестьян они находят и вытаскивают на первый план одну конкретную, что важно, типичную семью, и рассказывают их историю. 

Однако тут есть опасность действовать по шаблону, частный случай легко становится штампом, если лениться и не включать творческую смекалку и воображение. Основываясь на своем личном опыте могу сказать, что особенно этим страдают на телевидении в новостях – из-за сжатых сроков работы и технической ограниченности формата. Попробуйте вместить в 1,5-3 минуты эфирного времени рассказ о новом законе, принятом мажилисом парламента, дай комментарии независимых экспертов, отражающих разные точки зрения, и расскажи о том самом маленьком человеке – выгодополучателе или, наоборот, главном пострадавшем. Все это надо сделать в течение одного дня для новостного сюжета, который выйдет в эфир в 21.00 часов вечера. А вчера ты делал совсем другой сюжет, как и завтра будешь делать уже третий. В итоге мы видим съемку на улице, проходку на общем плане перед камерой, вот герой уже дома в кругу семьи – все это было тысячу раз, и в каждом случае надо искать творческие решения. 

Избежать шаблонов и постановок поможет планирование, предварительная подготовка к сюжету, съемки героя накануне, до того дня, как официально будет принят закон и надо срочно выдавать сюжет, а также нестандартные герои, съемки в режиме реального времени и места.

Если это повар, то он на камеру должен на кухне заниматься своими обычными делами, а не работать по команде оператора, если шахтеры – они должны спуститься под землю и извлекать руду, как если бы журналистов с их камерами рядом вообще не было.

В эпоху интернета и социальных сетей, конечно, не стоит пренебрегать этим великим конкурентом и помощником СМИ. Люди, способные помочь вам в написании статьи, часто находятся от вас на расстоянии двух кликов – в специальных группах и сообществах, типа mamochki.kz или вообще являются вашими френдами (от англ. friend –друг).