Как писать новости в вебе: основы

Вне зависимости от того, готовится новость для веб-сайта, информагентства или газеты, важным остается то, представляет ли эта новость какой-то интерес. Он разнится в зависимости от того, в каком издании вы работаете и какова его аудитория. Читателям бизнес-издания наверняка не будут интересны новости о результатах спортивных состязаний или блестящих результатах выступлений школьников Алматинской области на олимпиаде по химии в Корее. Журналистам интернет-изданий массовых приходится сложнее — им важно давать новости по широкому кругу тем и информировать читателя почти обо всем на свете.             

Итак, первое, что нужно знать, когда вы работаете над новостями это то, для кого вы её пишете — журналист должен знать аудиторию своего издания.

Интернет-издания могут быть для широкой аудитории и специализированные. В зависимости от этого журналист выбирает, каким языком писать новости — он будет лёгким, доступным, если вы работаете для широкой аудитории и профессиональным, если вы работаете в профессиональном издании. Для интернет-портала, который специализируется на финансах, в новости о результатах работы банка в очередном квартале очередного года будут важны детали, например, сведения о комиссионных доходах или текущем уровне ликвидности, читателям массового сайта такие подробные результаты работы банка не нужны — для них будет достаточно написать только ключевые факты. 

При этом независимо от того, для узко специализированного или массового издания вы пишете — новость должна быть написана понятным языком. Как и в случае с любым журналистским текстом, важно помнить, что попытка показаться в тексте умнее и информированнее не сделает читателя вашим фанатом, а, вероятнее всего, приведет к обратному результату.

То же относится и к сокращениям и терминам – они должны быть расшифрованы, даже если вы уверены, что все читатели точно знают, что такое ВВП (валовый внутренний продукт), НБ (Национальный банк) или АП (администрация президента). Каждая редакция при этом самостоятельно решает, какие сокращения являются допустимыми и используются ею, а какие не появятся в её новостях никогда.

Таким образом, то, каким языком написана новость зависит от типа издания — специализированное оно или массовое.

Раньше за скорость выпуска новостей спорили только информационные агентства, теперь соревнование идёт и между интернет-изданиями. Принцип прост — кто первым выдал важнейшую (или срочную) новость, того первым и заметят в социальных сетях, перепечатают, сошлются (возможно) другие СМИ и к тому придет трафик. А он в свою очередь приводит рекламу. Скорость выдачи новости важна и потому, что читатель, получая важные новости первым от одного и того же интернет-издания несколько раз, постепенно привыкает приходить за информацией именно на эту площадку, становится лояльным этому изданию. При этом интернет-СМИ гораздо легче, чем любым другим (телевидению, например и тем более газетам) давать новости быстрее — можно начинать с короткой, срочной версии и затем постепенно её обновлять, по мере поступления и обработки информации.

Итак, скорость в производстве новостей для веба чрезвычайно важна — новости должны готовиться быстро.

При этом скорость не должна влиять на качество. Речь не о грамматических ошибках — они случаются и у мэтров и у тех, кто только начинает, они неизбежны в большом потоке новостей. Важнейшей частью работы журналиста была и остается проверка информации. Это стало особенно актуально сейчас, когда многие СМИ стали печатать новости, базируясь на публикациях в социальных сетях. Посты в Фейсбук становятся часто не только информповодом, но и собственно новостью. Сам подход этот в разных СМИ оценивают по-разному, кто-то считает такую работу невозможной, но даже крупнейшие игроки вынуждены теперь писать новости по публикациям в Твиттер президента США Дональда Трампа, поскольку для него — это ключевой канал связи с аудиторией. 

Журналисту необходимо помнить, что информация в соцсетях не может считаться надежной: акаунты взламываются, в соцсетях множество фейков и любая информация требует проверки. СМИ должны, как минимум, попробовать связаться с пользователем, чтобы узнать у него, писал ли он пост, который вызвал интерес у журналиста. А уж новости, о которых сообщают в соцсетях, никак не могут публиковаться в издании без подтверждения и проверки информации. 

Способов такой проверки — множество — от обращения в соответствующие службы (если речь идет, например, о пожаре или другом событии), поиска еще нескольких очевидцев до выезда корреспондента издания на место события. 

Точно так же должна проверяться информация и других СМИ. Причины практически те же — издание могут ввести в заблуждение его источники, оно может допустить ошибку случайно или намеренно распространить дезинформацию. 

Проверка информации — обязанность журналиста и требование к любой редакции.