Заголовок и подзаголовок

Вернёмся к самому началу этой главы. Заголовки новостей (да и статей) в интернет-изданиях в последние годы массово пожелтели. Для СМИ важно привлекать читателя (об этом тоже было выше — читатель равно трафик равно реклама), а привлечь читателя заголовком острым и интригующим проще и надежнее, чем деловым и официальным. 

В этой ситуации уже не журналисту, а редактору и издателю важно снова ответить на вопрос о своей аудитории и репутации. Желтые заголовки конечно приводят читателя, но не служат укреплению репутации и они совсем не подойдут для специализированных, деловых или солидных изданий. Но и они способны делать не только сухие и официальные заголовки. 

Помочь этому могут подзаголовки — если они предусмотрены, то издания чаще всего предлагают читателю яркий, короткий, цепляющий заголовок и подзаголовок, продолжающий его, раскрывающий суть или поясняющий новость. Такая связка поможет редакции и сделать заголовки ярке и не скатиться в желтизну в попытке привлечь читателя. Разберем на паре примеров. 

Заголовок: Казахстан не станет парламентской республикой 

            Подзаголовок: Конституционная реформа предполагает лишь переход от суперпрезидентской системы к президентской 

            Ведомости, 3 февраля 2017г.,

            

Заголовок: Назарбаев поручил Акишеву никого не бояться 

            Подзаголовок: Президент заявил о полной поддержке политики и действий Национального банка 

            Vласть, 3 февраля 2017 г.,

          

Заголовок: Brexit вписали в белую книгу 

            Подзаголовок: Лондон представил план выхода из ЕС 

            Коммерсант, 2 февраля 2017 г., 

          

Заголовок и в издании, которое не является массовым и не использует бульварный стиль, может нести интригу. Например, при назначении нового министра национальной экономики допустимо не давать имя назначенного чиновника в заголовке, а раскрыть его в самой новости и, таким образом, гарантировать большее число посещений. 

При этом в деловых и профессиональных изданиях в заголовках недопустима оценочность, которую нередко используют массовые издания, сообщая, к примеру о происшествиях: «Чудовищное ДТП произошло в Алматы», «Страшный ночной пожар уничтожил здание в центре Астаны». В этих примерах слова «чудовищный» и «страшный» - не более, чем оценка журналиста, которая должна подтолкнуть читателя открыть и прочитать такую новость. Деловые издания ограничатся в обоих случаях словом «крупный» - оно не несет оценки, а констатирует факт — крупный пожар или крупное ДТП (при условии, что они действительно таковыми являются). 

Заголовок новости для интернет-издания должен быть коротким, содержательным, в нем нежелательны запятые

Заголовком могут быть и яркие цитаты, в случае, если новости построена на комментарии или высказывании. В этом случае в заголовке должна быть указана фамилия и/или должность цитируемого.