Фактчекинг и верификация как инструменты журналиста

Автор: Михаил Кольцов

Преподаватель Могилянской школы журналистики

Несмотря на то, что понятия «фактчекинг» и «верификация» вошли в журналистский лексикон сравнительно недавно, за ними скрываются базовые навыки, которые характерны для журналистской профессии — сообщать достоверные факты и передавать неискаженную реальность. Так почему же понадобились эти новые названия, ведь можно просто назвать это «проверкой фактов» и объявить эти понятия обычной модой на иностранные слова.

Однако проблема лежит намного глубже, и прежде всего, в определении границ самого понятия «журналист». Еще десятилетие назад журналистом мог называться человек, который работает в редакции издания и, возможно, имеет профильное образование. Но развитие платформ социальных сетей и распространение мобильных устройств внесли в такое понимание существенные изменения. Платформы социальных сетей стали информационными фильтрами, которые начинают определять, что человек знает, а чего не знает. Они создали культуру «лидеров мнений» и «блогеров», которые начали формировать не только информационную повестку дня, но и условно приемлемый информационный взгляд. Распространение смартфонов сделало снимки и видео обычных прохожих, которые были свидетелями того или иного происшествия, гораздо более ценными, чем фотоснимки собственного фотокорреспондента редакции.

Именно это изменение информационных каналов и привело к тому, что фактчекинг и верификация стали важными. Поскольку теперь вам приходится проверять информацию не до того, как она будет опубликована, а после того, как она распространилась с высокой скоростью в социальных сетях, электронных медиа и даже телевидении. Впрочем, я надеюсь, что алгоритмы верификации и техники фактчекинга, описанные в этой главе, вы чаще будете использовать до публикации своих материалов, а не после.