Что такое фейк и какими они бывают?

Преимущественно фальшивая информация распространяется в виде текста, фотографии или видео (либо комбинации из трех указанных способов) и ее источником является либо умысел, либо некомпетентность. Любой вид такой фальшивой информации мы будем называть фейком и они бывают нескольких видов:  

Слухи

Зачастую они используются «желтыми» изданиями, поэтому их основную массу составляют подробности личной жизни узнаваемых персон. Слухи могут оказаться как правдой, так и выдумкой, но их главная характеристика — отсутствие достоверных источников их правдивости или ложности.

Выдумка

Полностью ложная информация, не имеющая никаких достоверных оснований, призванная вызвать эмоциональную реакцию в аудитории. Также может использоваться для проведения социальных экспериментов, сбора персональных данных либо сатиры. Ярким примером таких выдумок являются теории заговора или новости о женщине с тремя грудями. Последняя история стала предметом исследования Крейга Сильвермана, которое показало, что фейки получают в социальных сетях большее распространение, чем их последующее опровержение.

Пропаганда и дезинформация

Если выдумки могут преследовать коммерческую или исследовательскую цель, то пропаганда преследует цель политическую. И если от веры в выдумку о женщине с тремя грудями еще никто не пострадал, то пропаганда и дезинформация способны убивать в прямом значении этого слова. Создавая тотальное недоверие к источникам информации, и прежде всего к журналистам, пропаганда не просто стирает грань между фактом и вымыслом. Она подрывает доверие к любым социальным институтам и способна сделать определенную точку зрения на политические события настолько популярной, что демократические инструменты просто перестают выполнять свою функцию. О 14 признаках пропаганды вы также можете почитать в публикации издания «Медиакритика».

По сути, фейки эксплуатируют уязвимости человеческого восприятия мира. Прежде всего, сопереживание, потребность в целостной картине мира и желание помочь. При создании фейков используются следующие приемы, которые могут послужить вам индикаторами фейкового сообщения.

Во-первых, это использование эмоционального заголовка. Например, «Толпа украинских радикалов избила детей за русскую речь в Харькове», «Агент ФБР, расследующий дело Клинтон, найден мертвым» и т.п. Этот прием используется для распространения на платформах социальных сетей, ведь такие заголовки позволяют вызвать резкую эмоциональную реакцию, заглушающую необходимость проверки источника такой информации. 

Еще один прием, использующий эмоции, является негативный нарратив. К нему относятся фейки с упоминанием идеологий (фашизм, нацизм), радикальных форм религии (секты, религиозный фанатизм, радикальный ислам), геноцида по национальному или языковому признаку, военных преступлений (терроризм, пытки, поведение с мирным населением). Например, знаменитый фейк российского «Первого канала» о «распятом мальчике в Славянске (Донецкая область)» до сих пор является самой яркой демонстрацией использования негативного нарратива в пропаганде.

Кроме эмоциональных акцентов применяются еще два приема в создании фейков. Это смещение в пространстве и времени (например, когда фотография времен войны в Югославии подается как сообщение о событиях на Донбассе) и отсутствие баланса при подаче материала (в том числе, избирательное цитирование). В последнем случае, фрагмент текста либо фразы выдирается из контекста и используется в качестве доказательства определенного тезиса.

Как видите, создать фейк не представляет особого труда, поскольку интерпретация реальности, тем более усиленная эмоциями, всегда будет силь нее самой действительности. Но это не значит, что он не может быть опровергнут, хотя это и не всегда просто. 

Самым частым вопросом о верификации, который я слышу чаще всего: «Является ли опровержение фейков эффективным?». Ведь исследования показывают, что опровержения фейков распространяются намного хуже опровержений, а сам фактчекинг только снова делает фейк актуальным. Из своих собственных наблюдений могу отметить, что если брать пару «фейк-опровержение», то последнее не будет фейк, получит больше внимания. Но если взять последовательность «фейк-опровержение-фейк», то второй фейк будет распространяться значительно хуже. По сути, борьба с фейками приводит к тому, что последующие попытки дезинформации распространяются значительно хуже и, условно говоря, она становится «вакциной против фейков». Частично этот тезис был доказан и научным исследованием.