Алгоритм верификации

Для того чтобы определить достоверность материала, рекомендуется следовать следующему алгоритму верификации:

  1. Найти первоисточник и прокоммуницировать с ним.
  2. Проверить его (репутация ресурса, время создания, автор).
  3. Проверить озвученные факты (названия, участники, числа, даты).
  4. Определить меру соответствия между сообщением и реальностью.
  5. Есть ли еще подобные сообщения о событиях или со схожим содержанием?
  6. Найти другие источники информации.

Обратите внимание, что совершенно необязательно проходить через все шесть пунктов. В большинстве случаев вы обнаружите, что достаточно лишь первого. Но в случае, если понадобится больше шагов, важно следовать ему именно в такой последовательности.


Найти первоисточник и прокоммуницировать с ним

Верификация сама по себе является дисциплиной коммуникации и самое понятие коммуникации тут следует понимать в самом широком значении — как с людьми, так и с материалом. Например, если появляется сообщение, что парламент принял закон о запрете носить желтые штаны, то у вас может быть сразу несколько стратегий коммуникации, которые равносильны по силе аргументации. Во-первых, вы можете зайти на сайт парламента и проверить соответствующий раздел с опубликованными законами. Это будет коммуникация с материалом первоисточника. Во-вторых, вы можете взять комментарий у ответственного лица из парламента, который подтвердит либо опровергнет имеющуюся информацию. Это будет коммуникация с представителем первоисточника.

Самое главное — коммуницировать именно с первоисточником. Ярким примером, когда нарушение этого правила привело к искривлению информации, является история с хакерской атакой на австрийский отель. Она детально описана в издании «Медуза» и содержит показательный вывод: неправильное понимание первоисточника новости привело к манипуляции информацией.


Проверить его (репутация ресурса, время создания, автор)

Эта же история подчеркивает важность и второго шага алгоритма верификации — проверьте репутацию первоисточника. В нашей практике бывали случаи, когда первоисточниками новостей для российских медиа служили сатирические сайты, персональные блоги бывших учителей английского языка в Таиланде и маргинальные сайты о теориях заговора. Поэтому важно обращать внимание на репутацию новостного ресурса, среди которых есть такие, которые часто попадаются на манипуляции информацией и создании фейков. Также важно проверить автора публикации, его профессиональный опыт, историю и предыдущие публикации. А время создания новости позволит вам понять, является ли имеющаяся информация актуальной.


Проверить озвученные факты (названия, участники, числа, даты)

Следующим шагом является проверка озвученных фактов, поскольку это один из немногих способов ответить на вопрос о сбалансированности подачи. Действительно ли указанные участники были в этом месте в этот день? Действительно ли представитель страны озвучил именно такие числа? Действительно ли он является представителем этой организации?

Например, один из любимых фейков российских медиа — это истории о «пьяном Порошенко», которые тиражируются с изрядным постоянством и зачастую содержат чистый вымысел в отношении места, участников и дат событий. Верификация хотя бы части из озвученных фактов позволяет избежать тиражирования недостоверной информации.


Определить меру соответствия между сообщением и реальностью

Когда для создания фейка используется избирательное цитирование или вырывание из контекста, именно определение меры соответствия позволяет, насколько точно было передано сообщение. Например, если российские медиа распространяют сообщение, что «Порошенко призывает отменить санкции против России», то обращение к первоисточнику показывает, что данное сообщение вырвано из контекста: «Знаете, кто хочет снятия санкций больше всех? Президент Порошенко. Но перед этим Россия должна вывести все свои войска с нашей территории, чтобы Украина могла восстановить свою территориальную целостность и суверенитет».


Есть ли еще подобные сообщения о событиях или со схожим содержанием?

Также важно проверить наличие схожих сообщений, но рекомендуется осуществлять этот поиск не на начальном этапе верификации, поскольку вы можете быть обмануты СМИ, которые не удосужились провести проверку достоверности. Начните с поиска первоисточника, а уже потом постарайтесь найти схожее содержание.


Найдите другие источники информации

Поиск других источников информации позволит вам ответить на вопрос, все ли детали первоначальной истории совпадают или же встречаются несоответствия. Стремление к сбалансированному освещению формирует критическое мышление как у журналиста, так и у аудитории. 

Подводя итоги описанию алгоритма верификации, сразу стоит оговориться, что в его процессе вы не всегда сможете получить четкий ответ, и вы будете вынуждены осваивать другие сферы знаний, вроде особенностей минометных установок, лингвистические отличия между регионами и даже фазы луны. Самое главное помните, что никто, кроме вас - журналистов, эту работу не сделает, и что верификация не является полем битвы одиночки. Это командный процесс, правильная организация которого приведет к тому, что вы сможете оперативно реагировать на фейки и улучшать качество собственных материалов.