Основные правила интервью

Фокус

Мастерство интервью – последовательно, логично и структурно донести до аудитории суть обсуждаемого вопроса, при этом создавая ощущение приятной беседы. Для этого, в первую очередь, нужно определиться с тем, что будет в центре внимания, то есть сфокусировать внимание. 

Заранее продумайте, насколько сможете раскрыть суть темы в рамках определенного заданного времени. Определите для себя, какую конкретно проблему будете держать в центре внимания во время интервью. Если спикер не дает конкретного ответа на ваш вопрос, переформулируйте его и задайте снова. 

Для того чтобы интервью было интересным читателю или слушателю, оно должно быть построено согласно этим требованиям и вести читателя к логическим выводам. Поэтому правильно будет задуматься, на какие вопросы ищет ответ ваша аудитория. 

К примеру, журналист берет интервью у заядлого путешественника (реальная ситуация). В первую очередь, журналист Самат Мейірбеков (имя изменено) попросил путешественника рассказать об его впечатлениях от путешествий. Второй вопрос был связан с политикой, после чего последовал вопрос о погоде. Дальнейшая беседа велась об исторических событиях. В итоге непонятно, какую цель преследовало интервью с человеком, посвятившим себя путешествию в разные страны. Чтобы избежать такого, желательно придерживаться фокуса.

Собеседник

Человек, у которого вы берете интервью, может дать вам информацию, поделиться своим мнением, проанализировать что-либо, ввести вас в заблуждение или рассказать о себе. 

Собеседников можно условно разделить на две группы: знаменитости (политики, бизнесмены, артисты) и эксперты (ученые, критики). Человек, дающий интервью, должен владеть информацией, иметь желание делиться этой информацией и быть, соответственно, специалистом. Кроме того, желательно, чтобы это оказался человек, умеющий правильно выражать свои мысли, и был с приятным тембром голоса (для телевидения и радио). Если вы впервые видите этого человека, заранее побеседуйте с ним.  

Всегда учитывайте то, почему респондент согласился на это интервью. Какие интересы и цели он преследует, идя на это интервью? Средства массовой информации обращаются к спикерам с намерением выпустить свой продукт, но и спикеры используют СМИ в своих целях. Предположим, чтобы продвинуть какую-либо идею или опровергнуть какой-то факт, для формирования положительного имиджа самого себя или своей организации. Таким образом, соглашаясь на интервью, респондент вероятно преследует и свои экономические, социальные или политические интересы.   

Нужно тщательно подходить к отбору спикера, с которым хотите провести интервью. К примеру, мнения государственного чиновника и представителя оппозиционного движения будут кардинально отличаться. Министр в ответе за каждое свое слово, представитель оппозиции может выражать разные точки зрения и критиковать государственный строй.