Сравнение/сопоставление/Причина/прогноз

И здесь я объединю блоки. Так как, по сути, речь идет о классических методах анализапричинно-следственном и сравнительно-сопоставительном. И здесь я должен отметить, что, пожалуй, важнейший в этом подходе этап – Чтение. Без него ни Сравнение, ни Счет не чаще всего не будут полновесными и качественными. 

Итак, как можно выявлять причины и последствия того или иного события (предположим, теракт)? И как искать интересный ракурс для своего материала?  Советую не ограничиваться простыми вопросами типа  «почему?». Вопросы можно разнообразить, например: 

Причины:Последствия:
Кому выгодно? (это вообще «классика   журналистики»)
что могло повлиять?
как могло повлиять?
почему могло повлиять?
что повлияло в наибольшей степени?
чем грозит?
на что повлияет?
на что может повлиять, как и почему?
как отразится на: …


Последний вопрос «как отразится на…» вообще предполагает массу вариантов. И здесь рекомендую вспомнить об известной аббревиатуре PESTLE (Political, Economic, Social, Technological, Legal, Environmental) – это те сферы, по которым можно пройтись, анализируя, предполагая, на чем может отразиться то или иное событие. Сюда же можно добавить и демографию, образование, безопасность и другие сферы, в зависимости от объекта анализа. 

Соответственно, вопрос, который вы задаете, пытаясь прогнозировать последствия, может вырасти до огромного числа вариантов вопросов. И ответ на любой из них может стать темой статьи и объектом анализа. Итак, «как событие Х отразится на…»

ЭкономикаСоциум
уровень   доходов
уровень цен   (продукты, недвижимость, транспорт, ГСМ, …)
прожиточный   минимум
увеличение/уменьшение   бюджетных ассигнований исполнительных органов
увеличение   штата исполнительных органов
безработица
безопасность/криминал
образование
здравоохранение
межэтнические   отношения
межконфессиональные отношения
ПравоПолитика
законодательные   акты
нормативные   акты (постановления, приказы, распоряжения, инструкции)
уровень   преступности
степень   раскрываемости
создание   новых штатных единиц/новых функциональных обязанностей
перераспределение   полномочий
рейтинги (?)
назначения/перестановки
отношения   между госорганами (усиление/ослабление влияния, конфликты, борьба за влияние,   за полномочия, за бюджетное финансирование)
международные   отношения (ужесточение/ослабление визового режима, торговые отношения,   инвестиции)

Это только небольшая часть возможных вариантов вопросов – потенциальных тем и направлений для анализа. Такую матрицу полезно держать под рукой.