Работа с источниками

Журналист-международник намного больше, чем коллеги, зависит от информации, которую ему сложно проверить самому. Поэтому правдивость и достоверность того, что он будет сообщать аудитории, зависит от источников, которыми он будет руководствоваться. Часто это вторичные источники.

Ирония состоит в том, что при всем увеличивающемся разнообразии источников и методов подачи информации, коренные источники почти не меняются десятилетиями, и их всего три. Это три информагентства, представляющие три мировоззрения и три школы журналистики: английское Reuters, американское Associated Press и французское Agence France-presse (AFP).

Большинство международного содержания во многих СМИ — от порталов ведущих мировых газет до районных радиостанций — так или иначе опирается на то, что сообщают эти три агентства. Стиль, специфика и содержание ленты у всех трех агентств различается — часто различаются даже сообщаемые факты и цифры, — это взаимодополняющие, а не столь дублирующие источники. Все три агентства присутствуют в Twitter, где особенное внимание уделяют горячим новостям. Также их новости в открытом доступе можно читать в приложениях для iPhone и Android.

Опираться на новости, уже отобранные редакторами в Лондоне, Париже и Нью-Йорке, видеть мир под их углом зрения и повторять их ошибки опасно

Но это мировые, коммерческие предприятия — значит, им жизненно важно свою информацию представлять наиболее объективно и взвешенно, чтобы не терять подписчиков, вне зависимости от их взглядов и местонахождения. К тому же, события в любой стране они будут освещать, придерживаясь одинаковых стандартов.

Для телевизионщиков нужно добавить, что кроме этих трех агентств, которые все поставляют видео-новости, в мире просто нет других источников видеоинформации с таким глобальным охватом и присутствием в почти всех странах и территориях.

Разумеется, три источника — это лишь начало. Вокруг «трех китов», на которых держится мир, есть большая экосистема информагентств «второго разряда». Они тоже претендуют на название «мировых», но являются либо специализированными, как деловые Bloomberg и Dow Jones, либо освещают мир с точки зрения одного государства или культуры, как китайское Синьхуа, немецкое dpa, российские ТАСС и РИА, японское Киодо Цусин, испанское EFE. Даже если их сообщений по интересующим темам нет на их веб-сайтах, зачастую можно их найти на сайтах новостных агрегаторов, таких как Google News и Yahoo News.

Все остальное зависит от мастерства журналиста-международника и времени, который он может позволить себе потратить на подготовку материала. Ресурсы в интернете безграничны, но следует помнить стандартные правила здравого смысла — всегда нужно проверять информацию, не верить на слово, и отдавать себе отчет в том, что тенденциозность и предвзятость в СМИ во всем мире — это правило, а не исключение.

Нужно критически смотреть на мотивы вторичных источников

Коммерческие СМИ руководствуются соображениями прибыли, государственные выражают официальную точку зрения, общественные страдают от дефицита ресурсов для качественной работы, неправительственные продвигают активистские мотивы. Настороженность должна быть у любого журналиста, но журналист-международник имеет дело со странами, культурами и рынками, в которых выяснить предвзятость намного сложнее, чем работая с источниками в своей стране.

Отдельно нужно упомянуть соцсети как источник информации

Уже невозможно игнорировать, что некоторые инициативы в соцсетях выливаются даже в революции. Но проверить, и даже просто охватить соцсети очень сложно. Если есть время, можно использовать несколько платформ, которые создали профессиональные журналисты для проверки достоверности информации, но и в этих случаях нужно помнить, что у всех платформ разный стиль работы, мотивы и цели.

В целом лучше руководствоваться общим для всей журналистики правилом: аудитория не узнает, если вы не сообщите новость, за которую не ручаетесь, но будет долго помнить, если сообщите то, что окажется ложным.

Ссылки для проверки информации: Storyful, Checkdesk, Bellingcat, Observers на телеканале France 24, StopFake, Лапшеснималочная, Disinformation Review, Emergency Journalism, Politifact.

И вдобавок, из всех соцсетей лучшим инструментом для журналиста-международника остается Twitter. Все основные игроки на международной сцене все активнее формируют политику в Twitter или по крайней мере сначала там выражают официальную позицию; многие прямо признают, что хотят обойти традиционные СМИ и общаться без фильтра «сторожевых собак».

Некоторые журналисты уходят из Twitter, не выдержав информационного шума и потока мнений и суждений, но отрегулировать свою ленту можно методом проб и ошибок. Подписавшись на оптимальное количество экспертов по странам, регионам и областям международной политики, экономики и других сфер, можно получать и конденсированный анализ в режиме реального времени, и ссылки профессиональных кураторов на главные статьи по интересующим темам.