Какие термины используются в экономической журналистике?

Валюта – денежная единица или любой ценный товар, способный выполнять функцию платежного средства при совершении обмена товарами на рынке внутри страны или на международном рынке. 

Курс -  котировка (стоимость) денежной единицы, выраженная в денежной единице другой страны, драгоценных металлах, ценных бумагах. 

Плавающий обменный курс – котировка, сформированная под воздействием фундаментальных факторов: изменения мировых цен на нефть, а также курсов валют стран - основных торговых партнеров. Режим свободно плавающего обменного курса позволяет эффективно абсорбировать возникающие внешние шоки. Преимуществами режима плавающего обменного курса являются рыночное достижение равновесного уровня реального обменного курса, сохранение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, предотвращение значительных дисбалансов по счету текущих операций и недопущение снижения международных резервов. Законодательно Нацбанк может вмешиваться в процесс курсообразования, путем проведения интервенций для предотвращения чрезмерных изменений курса тенге, а также для обеспечения стабильности финансовой системы. 

Интервенции – достаточно большое разовое целенаправленное воздействие центрального банка страны на валютный рынок и валютный курс, осуществляемое путём продажи или закупки банком крупных партий инвалюты. Валютная интервенция осуществляется для регулирования курса иностранных валют, в классическом понимании в интересах государства. В некоторых странах, валютные интервенции проводятся, в том числе, в интересах определенных игроков на рынке.  

Конвертация - обмен валюты. Степень конвертируемости валюты определяется механизмом государственного регулирования валютных операций.

Девальвация - продиктованное экономической политикой снижение реального валютного курса (термин Международного валютного фонда).

Монетарная политика - политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального производства. В классическом виде денежно-кредитная политика центрального банка направлена на достижение и сохранение финансовой стабильности в стране, в первую очередь, укрепление курса нацвалюты и обеспечение устойчивости платёжного баланса страны.

Инфляция – это повышение общего уровня цен на товары и услуги. На инфляцию влияет уровень деловой активности, разрыв фактического ВВП от его потенциального уровня, производительность труда, денежные доходы населения, уровень занятости, степень конкуренции на рынках, обеспеченность товарами и услугами, цены на мировых товарных рынках и другие факторы. 

Для расчета инфляции используется индекс потребительских цен - показатель изменения общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для потребления (потребительская корзина). 

Потребительская корзина отражает структуру расходов населения, включает товары и услуги, занимающие наибольший удельный вес в потреблении. Корзина рассчитывается как отношение стоимости потребительской корзины в ценах текущего периода к ее стоимости в ценах предыдущего периода.

Инфляционные ожидания – это прогноз населения и участников рынка о дальнейшей динамике роста цен в стране. Прогнозные данные оказывают непосредственное влияние на экономическую деятельность. Чаще всего, в случае, если инфляционные ожидания населения достаточно низкие, участники рынка стараются размещать свои деньги в производство, инвестиционные проекты, финансовые операции. Если инфляционные ожидания населения вырастают, участники рынка вкладывают деньги в товары, недвижимость, иностранную валюту, а также в другие ценности, стоимость которых не зависит от уровня инфляции в стране.

Инфляционное таргетирование – это режим денежно-кредитной политики, ориентированный на установление и достижение определенного показателя инфляции в среднесрочной перспективе - до трех лет. Отличительной чертой режима является четкое определение целей и приоритетов денежно-кредитной политики. Важную роль при режиме инфляционного таргетирования играет процентный канал, через который политика процентных ставок Нацбанка воздействует на рыночные ставки. Основным инструментом денежно-кредитной политики Национального банка является базовая ставка.

Базовая ставка - позволяет регулировать номинальные межбанковские процентные ставки на денежном рынке. Нацбанк устанавливает базовую ставку на таком уровне, который, по его оценке, позволит достичь целевого ориентира инфляции в среднесрочном периоде. 

Изменение базовой ставки - влияет на уровень инфляции через процентные ставки денежного рынка и обменный курс. В начале года центральный банк в открытой форме публикует график изменения основной ставки. Также глава Нацбанка в течение года озвучивает основные тренды возможного изменения ставки. 

Операции открытого рынка – регулярные операции Нацбанка в форме аукционов краткосрочных нот для предоставления или изъятия ликвидности на денежном рынке. При проведении операций открытого рынка в качестве залога используются высоколиквидные и безрисковые ценные бумаги. Данные операции проводятся по инициативе Нацбанка. 

Операции постоянного доступа – инструменты денежно-кредитной политики по корректировке объемов ликвидности, которая сложилась по результатам операций открытого рынка. Основной целью операций постоянного доступа является ограничение волатильности краткосрочных процентных ставок денежного рынка. Данные операции проводятся по инициативе банков.

Минимальные резервные требования - используются центральными банками для регулирования спроса на ликвидность в банковской системе. Изменяя объем резервирования, Нацбанк оказывает влияние на объем резервируемых активов и, тем самым, регулирует активность банков в процессе кредитования экономики. Если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточности резервов банков, которые они могут использовать для кредитования экономики. В случае, если центральный банк уменьшает нормы обязательных резервов, происходит увеличение объема предложения денег в экономике.