«Сколько зарабатываешь?.. Когда выйдешь замуж?..»

Женат ли человек, разведен ли, в  каком по счету: втором, четвертом или пятом браке он состоит, имеет или не имеет детей (либо имеет детей только одного пола); размер дохода, наличие жилья, во что он одевается - подобные факты, касающиеся личной жизни человека не подлежат публичному обсуждению. В развитых странах. А что у нас? У нас это в порядке вещей. Тележурналисты могут поймать любого человека и в лоб задать вопрос: «А правда, что вы разведены?», «Правда ли, что вас бросил муж?». К примеру, в программе «Ұят емес» журналист Салтанат Калиева открыто спрашивала у Айгуль Мукей, почему она не замужем и без детей. Данная телепрограмма в целом являет собой пример посягательства на честь и достоинство личности. К сожалению, у нас нет практики обращения в суд по фактам нарушения прав, унижения и клеветы. По этой же причине, данное явление все больше и больше усугубляется. 

Автор специального курса по журналистской этике Адиль Джалилов, напоминает о необходимости разграничения журналистики и личной жизни и предлагает некоторые рекомендации: 

  • Быть деликатными во время поиска и при использовании интервью или фотографий тех, кто пережил трагедию или горе.
  • Осознавать, что сбор и распространение информации могут причинить вред и неудобство. Погоня за информацией не дает права на высокомерие.
  • Осознавать, что частные лица имеют больше прав контролировать информацию о себе, чем официальные лица и другие люди, целью которых является обретение власти, влияния и внимания. И только сверхважная общественная необходимость может оправдать вторжение в чью-либо личную жизнь.
  • Проявлять хороший вкус. Избегать искажения фактов во имя сенсации.
  • Проявлять осторожность при огласке имен несовершеннолетних подозреваемых или жертв сексуальных преступлений.
  • Проявлять здравомыслие и не называть имена подозреваемых в совершенных преступлениях без предъявления официальных обвинений.
  • Сохранять баланс между правом подозреваемого в преступлении на справедливый суд и правом общественности быть информированной.