РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ОТ ПРЕТЕНЗИЙ, ИСКОВ И ОБВИНЕНИЙ:

  1. Любые претензии по поводу распространенной информации, как от физических, так и юридических лиц должны быть изложены письменно. Если герои публикации звонят по телефону и решительно настроены выяснить с вами отношения по поводу публикации или сюжета, посоветуйте им все их доводы изложить в письменной форме и направить в редакцию.  Объясните, что законодательство обязывает редакции СМИ внимательно относиться к письмам и любым другим сообщениям, поэтому их письменные претензии будут в обязательном порядке рассмотрены руководством и в надлежащие сроки предоставлен письменный ответ. 
  2. Письменные претензии могут быть изложены в виде (1) простого письма, обращения, запроса в редакцию СМИ, в виде (2) требования о публикации ответа в СМИ и в виде (3) требования об опровержении.  Отвечать нужно обязательно и в установленный срок. Не отвечать на письменные запросы или отписываться не по существу – недальновидно и потенциально опасно для журналиста и СМИ. Практика показывает, что многие информационные споры, дошедшие до суда, можно и нужно было решить в досудебном порядке, сэкономив время, деньги и нервы журналистов и редакторов СМИ.
  3. Не торопитесь публиковать ответы или опровержения, о которых просят заявители. Перед принятием окончательного решения взвешивайте все последствия. Публикация ответа не влечет каких-либо негативных последствий, чего не скажешь о публикации опровержения, которое почти всегда расценивается как признание вины журналиста и редакции СМИ, и подтверждение факта распространения не соответствующих и порочащих сведений. Это обстоятельство практически всегда влечет предъявление к автору и редакции СМИ гражданского иска о взыскании компенсации за моральный вред.
  4. Не преуменьшайте значимость процедуры досудебного урегулирования, используйте время для своего блага и блага редакции. Если кому-то кажется, что требование о публикации опровержения можно оставить без внимания и рассмотрения и именно так вы решили поступить, то совершенно напрасно. С одной стороны, процедура досудебного урегулирования – вещь обязательная, с другой стороны – это ясный и громкий сигнал, который вам посылается с одной целью: заявить о возможном нарушении чьих-то прав и интересов. 
  5. Выберите один из возможных результатов рассмотрения требования о публикации опровержения в рамках досудебного урегулирования: отказать с мотивированным объяснением причин отказа или опубликовать требуемое опровержение в СМИ. 
  6. Если вы получили повестку с суд – НЕ ПАНИКУЙТЕ! Следуйте следующим правилам: заранее ознакомьтесь с материалами судебного дела; обязательно подготовьте отзыв на исковое заявление с объяснением того, почему иск, предъявленный вам, является необоснованным; не игнорируйте досудебное разбирательство и судебные заседания по своему делу.
  7. ВСЕГДА рассматривайте возможности для внесудебного разрешения дела: применение медиации, примирения сторон и других процедур.